Верховный суд запретил нотариусам автоматически включать в тариф стоимость услуг правового и технического характера: нотариус обязан разъяснить клиенту, какие именно действия он намерен предпринять, а заявитель вправе отказаться и от их воплощения, и от их оплаты.
Высшая инстанция отмечает, что не каждое нотариальное действие сопровождается дополнительной правовой и технической работой нотариуса, а, следовательно, нельзя и требовать оплату таких услуг от каждого клиента.
Суть дела
До высшей инстанции дошел спор жителей Подмосковья с нотариусом Балашихинского нотариального округа: заявители просили засвидетельствовать подлинность подписи на утвержденном ФНС России бланке возражения регистрации изменений устава юрлица, а нотариус потребовала оплатить услуги - 100 рублей нотариального тарифа и 900 рублей - действия правового и технического характера. Истцы не согласились с взиманием стоимости правовых и технических услуг, поскольку в дополнительных правовых действиях необходимости не было, а техническую работу они выполнили сами. В итоге из-за отказа от оплаты 900 рублей нотариальное действие не было совершено.
Заявители сочли действия нотариуса незаконными и необоснованными, поскольку он фактически сделал невозможной отправку возражений в инспекцию ФНС.
Нотариус посчитала свои действия правомерными, пояснив, что 4 августа 2018 года вступили в силу поправки в закон о нотариате, согласно которым, плата за услуги правового и технического характера является неотъемлемой частью платы за любое нотариальное действие.
Однако Железнодорожный суд Московской области поддержал заявителей и обязал юриста совершить нотариальные действия без взимания платы за услуги правового и технического характера. Мособлсуд и Первый кассационный суд общей юрисдикции поддержали позицию коллег.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда РФ не нашла оснований для отмены состоявшихся по делу судебных постановлений.
Позиция ВС
Высшая инстанция согласилась, что, действительно, законодательные изменения предусмотрели оплату услуг нотариуса правового и технического характера: анализ представленных документов, проектов документов, полученной информации, консультирование по вопросам применения норм законодательства, изготовление документов, копий, скан-образов документов, отображений на бумажном носителе образов электронных документов и информации, полученной в том числе в электронной форме, техническое обеспечение хранения документов или депонированного имущества, в том числе денежных сумм и иные действия (часть 6 статьи 22 Основ законодательства о нотариате).
Однако, напоминает ВС, Конституционный суд РФ неоднократно указывал, что совершение отдельных нотариальных действий не всегда требует от нотариуса дополнительных усилий по правовому анализу, консультированию или изготовлению документов.
«Соответственно, нотариус должен пояснить особенности нотариального действия, которые могут повлечь необходимость оказания услуг правового и технического характера, объявить размер платы за данное действие, а также предоставить информацию о существующих льготах при обращении за нотариальными действиями», - отмечает ВС.
Клиент же вправе не согласиться с необходимостью оплаты нотариусу стоимости услуг правового и технического характера исходя из существа конкретного нотариального действия, подчеркивает высшая инстанция.
ВС обращает внимание судов на то, что при рассмотрении подобных дел они не вправе ограничиваться формальной ссылкой на подлежащие применению нормативные положения, а обязаны выяснять в каждом конкретном случае: правда ли нотариус затрачивал силы и время на оказание услуг правового и технического характера.
«Когда какие-либо услуги правового и технического характера нотариусом не оказываются и необходимость осуществления подобных действий отсутствует, требование об оплате данных услуг и последующий отказ в совершении нотариальных действий являются неправомерными», - подчеркивает ВС.
Источник : http://www.rapsinews.ru/judicial_analyst/20201001/306346788.html