20 мая 2021 года Конституционный Суд РФ в открытом заседании рассмотрел дело о проверке конституционности статьи 3 ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей». Поводом к рассмотрению дела послужил запрос Конаковского городского суда Тверской области. |
На основании решения Конаковского городского суда Тверской области в октябре 2019 года гражданин Т. был признан отцом двух девочек, рожденных от него суррогатной матерью. Дети получили свидетельства о рождении, в которых в графе «Отец» был указан Т., а в графе «Мать» поставлен прочерк. Зарегистрировав новорожденных, мужчина вступил в брак, и его супруга удочерила девочек. После этого она обратилась в пенсионный фонд за получением материнского капитала, но получила отказ. Тогда с аналогичным заявлением обратился сам Т., и тоже получил отказ, поскольку согласно оспариваемому закону, он не относится к категориям граждан, наделенных правом на получение дополнительных мер государственной поддержки семей, имеющих детей.
Полагая полученный отказ незаконным, гражданин Т. обратился в Конаковский городской суд, который при рассмотрении дела пришел к выводу о наличии неопределенности и обратился с запросом в КС РФ.
Позиция заявителя
По смыслу оспариваемой нормы, мужчины, воспитывающие детей, рожденных с помощью вспомогательных репродуктивных технологий (суррогатное материнство), лишаются права на получение соответствующих мер господдержки. Это ставит таких отцов в неравное положение по сравнению с теми, кто является единственными усыновителями ребенка и наделен указанным правом, что также не согласуется с конституционно значимыми целями возможных ограничений прав и свобод человека и гражданина.