Дело о проверке конституционности части 11 статьи 7 ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» и части 2 статьи 20.2 КоАП РФ рассматривалось в связи с жалобой гражданки И.А.Никифоровой. Постановление основано на ранее вынесенных правовых позициях суда.
История вопросаВ феврале 2020 года Ирина Никифорова через социальные сети организовала протест против строительства мусоросжигательного завода в Казани. Состоялась серия одиночных пикетов у здания правительства Республики Татарстан. В день проводился только один пикет, и длился он не более часа. Тем не менее, Никифорову привлекли к административной ответственности как организатора несогласованного публичного мероприятия. Доказать в судах, что такие пикеты не нарушают общественного порядка и не требуют предварительного уведомления, она не смогла.
Позиция Суда
Предварительное уведомление о проведении публичного мероприятия преследует цель проинформировать органы власти о форме, месте, маршруте движения, времени начала и окончания, количестве участников и пр. Это необходимо для того, чтобы они имели адекватное представление о планируемой акции и могли заблаговременно принять разумные меры по обеспечению безопасности во время её проведения.
Одиночные пикеты не требуют предварительного уведомления. Однако несколько таких пикетов, объединенных единым замыслом и общей организацией, можно признать решением суда по конкретному делу пикетированием, осуществляемым группой лиц. И тогда для них требуется предварительное согласование.
Рассматривая вопрос о том, является ли совокупность одиночных пикетов одним публичным мероприятием, суд должен установить не только наличие у них единого замысла и общей организации, но и одновременность проведения таких пикетов. Если одиночные пикеты проводятся в течение нескольких дней с участием в них не более одного гражданина в день, признание указанных акций одним публичным мероприятием и привлечение к административной ответственности за их проведение без предварительного уведомления не отвечают принципам необходимости, соразмерности и пропорциональности ограничения права на свободу мирных собраний.
Несмотря на то, что оспариваемые нормы, по мнению Конституционного Суда, сами по себе не предполагают такого применения, которое имело место в деле заявительницы, их истолкование, позволившее квалифицировать совокупность организованного пикетирования в качестве одного публичного мероприятия и привлечь организатора к административной ответственности по части 2 статьи 20.2 КоАП РФ, признано не соответствующим Конституции.
Дело Ирины Никифоровой подлежит пересмотру.
Пресс-служба Конституционного Суда РФ